Перепроизводство вин в США. Есть ли кризис в калифорнийском виноделии

Интересное о вине…
Автор: Игорь Сердюк

На пути в Старый Свет

То, что на калифорнийское виноделие надвигается кризис, для сведущих людей было очевидно уже лет пять назад. Именно тогда впервые об этом мне рассказал мудрый винодел из семьи финансистов — барон Патрик де Ладусет. В то время он рассматривал направления для экспансии за пределы своей родной долины Луары и, возможно, за пределы Франции.

«Почему не Калифорния? Да они скоро не будут знать, куда девать все свое каберне и шардоне, — предрекал он. — В ближайшем будущем калифорнийские винодельни будут закрываться, а не процветать». Насколько точным было драматическое пророчество, я судить не берусь, однако факт перепроизводства вина в Калифорнии налицо. О причинах его и путях исхода сейчас говорят лучшие умы винной Америки.

В самом деле, почему те пять процентов американского населения, которые все же предпочитают вино другим спиртным напиткам, столь нелояльно продолжают работать на увеличение импорта? Потребление вина на человека в год за последние годы выросло с 2,5 до 11 бутылок, но если импорт продолжает расти вопреки падению доллара, то потребление американцами своих родных вин стало угрожающе консервативным.

В 1970 г. в США было 220 виноделен, в 1982 г. их стало 591, а в 2000-м — уже не менее 850.

Рост винной индустрии в Калифорнии (доля которой в общем объеме американского производства составляет 95%) повторил сценарий золотой лихорадки. Согласно данным, приведенным в последнем издании книги Хью Джонсона Wine Companion, в 1970 г. в США было 220 виноделен, в 1982 г. их стало 591, а в 2000-м — уже не менее 850. К 2000 г. объем площадей под виноградниками приблизился к цифре в 194 000 га, тогда как в 1970 г. эта цифра составляла 68 800 га. Крупнейшая винная компания мира — Gallo базируется в Калифорнии.

Америка с ее бодрым ритмом построения винной отрасли породила понятие вин-бульдозеров. Для описания классического, еще недавно наиболее модного типа калифорнийских вин лучше всего подходило и чаще всего использовалось слово mouthful. Действительно, добрая бутылка солнечного вина за 10 баксов, будь то шардоне или каберне, мерло или зинфандель, наполняла ваш рот фруктовой сладостью, карамелью, ванилью и приличным количеством алкоголя — очень редко ниже 13,5%.
Кроме темперамента виноделов, данный стиль виноделия обусловили два фактора: щедрый на солнечные дни климат и сильный доллар, позволявший закупать немереное количество новых бочек для выдержки красных и ферментации белых вин.
Столь любимые европейскими дегустаторами слова типа «изысканность», «сбалансированность», «гармоничность» и «элегантность» применялись в описании калифорнийских вин довольно редко и относились в основном к наиболее дорогим винам — на порядок дороже. И приблизительно в то же самое время, когда народ Соединенных Штатов стал тяжелеть от гамбургеров, он подустал от описанных выше вин.

Надо отдать должное лучшим американским энологам — они заметили эту тенденцию вовремя. И поэтому в ассортименте у наиболее интересных компаний уже сейчас есть выбор между отголосками эпохи «солнца и бочки» и новым течением, которое cool во всех отношениях — вино происходит из более прохладных районов и гораздо более «прикольно». Попробуйте великолепное ассамблированное из разных сортов красное вино Baccus от дома Joseph Phelps, продегустируйте кристальный Sauvignon Blanc от Ridge или возьмите бокал чистейшего сортового Pinot Grigio от старого итальянского семейного дома Seghesio — вы никогда и не подумаете про американскую экспансивность (в вине или вне его). Внимательное отношение к земле, к «терруару», поиск уникального сочетания минеральных и плодовых оттенков в вине — вот что сегодня занимает умы прогрессивных американцев.

Нельзя не согласиться с Хью Джонсоном в том, что Америка создала собственную винную культуру «со своими критериями, развивающейся системой апелласьонов, своими рейтингами и своими, сугубо американскими, представлениями о том, как и с чем надо пить вино». Более того, Соединенные Штаты действительно заразили своим винным мышлением многие страны мира. Но то, чем Калифорния живет сейчас, похоже скорее на серьезное переосмысление пройденного пути и возврат к старосветским корням. К счастью, и здесь, в этой звездной стране, до сих пор живет несколько истинно старосветских помещиков.

06.08.2004
Автор — главный редактор газеты «Винная карта» Игорь Сердюк для газеты «Ведомости».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.