Интересное о вине…
Игорь Сердюк
Бордо вне замков
Сравнение замковых и марочных (негоциантских) вин провинции Бордо.
«Почему мы все время говорим о шато? — спросил во время проведения дегустации один московский виноторговец. — Многие марочные вина сегодня не хуже, а, наоборот, интереснее, чем посредственные маленькие замки. Уровень премиум дженерик за последние годы очень заметно поднялся». Эта цитата требует пояснения.
Марочным в Бордо обычно называют вино, происходящее не из винодельческого замка (chateau) или поместья (domaine), а произведенное негоциантской компанией. Негоциант скупает у мелких производителей либо виноград, либо вино, соединяет и дорабатывает виноматериалы, после чего выпускает готовое вино под своей торговой маркой. Эта марка, как правило, имеет общее (generic), наиболее известное наименование по происхождению (скажем, Bordeaux, a не Medoc или Pauillac). В лучшем случае она воплощает характерные для данного региона вкусовые оттенки и может претендовать на позиционирование в категории премиум.
Теперь о том, почему «премиум дженерик заметно поднялся». Во-первых, потому что в виноделие за последние годы ворвался вихрь технических инноваций и негоцианты, всегда чуткие к течениям моды, не остались в стороне. Во-вторых, потому что негоцианты стали двигателем процесса консолидации в бордоском виноделии. Негоциантам есть из чего вы6ирать! В третьих, общее наименование по происхождению, «дженерик», дает виноделу больше свободы, чем узкие рамки правил, регламентирующих более высокие категории.
Обратите внимание на новое творение негоциантского дома Dourthe, вино под недвусмысленным названием Essence, недавно представленное в Москве. Оно делается из винограда, собранного на виноградниках нескольких замков и имеет вполне «замковую» цену.
Но в большинстве случаев негоциантские вина обещают хорошее соотношение цены и качества.
Согласно распространенной теории, на негоциантских винах в меньшей степени, чем на замковых, сказывается разница урожаев. Но многочисленные примеры подтверждают обратное. Скажем, 1999 год, известный винами элегантными, довольно нежными и соблазнительными. но недолговечными, уже почти потерял актуальность на уровне негоциантских вин. (Одно из редких исключений — Sirius 1999 г. от дома Sichel, которое сейчас можно найти в московских магазинах.) А 2000 год. давший миру крепкое, плотное бордо с хорошей структурой и обильными танинами, во многих случаях еще производит впечатление молодого вина. (Лучшее впечатление оставил Dourthe Numero 1 2000).
Во многих негоциантских винах Бордо велика доля популярного и чуть быстрее вызревающего сорта мерло. Однако пропорция, характерная для шато, прослеживается и в марочных винах. Скажем, у левобережного негоцианта Муэкса в его вине Jean-Pierre Moueix Bordeaux Superieur AOC доля мерло неизбежно выше, чем у правобережного дома Calvet, в чьем Reserve Bordeaux AOC доминирует идеология каберне.
Как и в замках, в марочном вине есть классика и есть cutting edge. Попробуйте экспрессивный, насыщенный яркими фруктовыми тонами Grand Marquis Bordeaux AOC 2001 от группы Bernard Taillan и сравните его с более строгой элегантностью Kressman Monopole Bordeaux AOC 2001 или Cordier Collection Privee Bordeaux AOC 2000.
Марочные вина упомянутые в статье:
- Dourthe
- Sichel
- Moueix
- Calvet
- Bernard Taillan
- Kressman
Автор — главный редактор газеты «Винная карта» Игорь Сердюк для газеты Ведомости.
11.2003