Интересное о вине…
Автор: Глеб Шульпяков
Тема рома
Дейв Брум. Ром: энциклопедия для любителей сладкой жизни / Фотограф Джейсон Лоу. — М.: Издательство Антона Жигульского, 2005.
Очередной «алкогольный» альбом-путеводитель. Автор — заморский гость с широким вкусом. Спец по шотландскому виски и сортам винограда. И большой любитель рома.
У нас эта книга — первая полноценная по ромовой теме. Что закономерно, поскольку с мировым изобилием рома наши импортеры (и, главное, потребители) пока не наладили прочных связей. И если с коньяком и виски все разложено по полкам, то история с ромом по-прежнему остается неясной, двусмысленной. Надо думать, что с выходом этой книги ситуация прояснится если не на рынке, то в голове (и, главное, во вкусе) читателя.
Интервью с Дейв Брумом о дегустации виски, о том как он это видит…
Однажды под занавес одной из московских дегустаций знаток виски Чарлз Маклин устало бросил: «Спор между коньяком и виски закончится полной победой рома». Судя по ретивым оборотам рома, так оно скоро и будет. Ром — это абсолютная рифма к нашему времени. Если утверждать, что коньяк в алкогольной иерархии имеет интеллектуально-культурный, а виски — деятельно-волевой характер, то ром можно отнести к напиткам, выражающим непосредственную эмоцию, страсть. Которые, как им и положено, законам не подчиняются. И скромности не признают.
Книга состоит из частей «технических» и «культурных». По части производства — главы про мелассу, или патоку, которая остается после выработки сахара из тростника. Из которой, собственно, ром и гонят.
Далее. Если в том же коньяке оттенки аромата и вкуса заложены природой в ягоду в год урожая — и дело купажиста их выявить и скомпоновать, то нюансы рома рождаются благодаря дрожжам. Которые работают во время брожения с химическим составом исходного продукта. В общем, дрожжи — это демоны и духи рома, от которых зависит вкусовая гамма напитка на выходе. На них молится каждый «ромокур». Дрожжи — его личная тайна, секрет, талисман.
Завершает альбом подробный обзор по типам рома и маркам. Все это хозяйство разложено автором по географическому признаку: Куба, Ямайка, Мартиника, Тринидад и т. д.
Однако, чтобы по-настоящему понять ром, следует особое внимание уделить историческому экскурсу в книге. И вот какие выводы сделать.
Во-первых, ром — напиток центробежный. В отличие от коньяка, которому нет места вне конкретного терруара, ром границ не признает. Поскольку изначально возник как побочный продукт географической экспансии — испанцев, англичан, португальцев. И был напитком морских искателей и проходимцев без роду и племени в эпоху великих открытий.
Во-вторых, ром — это напиток-космополит, бальзам на душу каждому, кто познал очарование пространством, а не временем. Обычаями, а не культурой. Географией, а не историей. То есть напиток современного общества, которое подавлено высокой культурой и кошмарами истории последних веков. Да и в предках у рома — рабы, которых вывозили на карибские плантации. А что есть раб? Тот же космополит, только поневоле.
В-третьих, будучи продуктом колониального и низкооплачиваемого труда, ром так и не успел обрести законодательно оформленного статуса. И только сейчас корпорации и производители пытаются навести порядок в его пестроте и многообразии.
Чего, надо надеяться, не произойдет, поскольку пестрота и многообразие суть неотъемлемые черты этого напитка.
Ну и нашего времени — тоже.
Информация от: Глеб Шульпяков (Газета Ведомости).
25.03.2005