Есть ли отличия между винными бутики и магазинами в России и за границей

Интересное о вине…
Автор: Игорь Сердюк

Бутик и лавка

Прошедший год подарил Москве и Петербургу (а также Екатеринбургу, Краснодару и другим городам России) несколько новых и очень симпатичных винных бутиков.

Из самых недавних — винотека Paradis у Никитских Ворот, бутик Kauffman на Остоженке и «Интендантъ» на Невском. Дело одновременно благородное и прибыльное — хороший винный бутик при умелом управлении окупается приблизительно за год. Не принижая достоинств российской винной торговли, позволим себе одно замечание: российским винным бутикам не хватает толпы. В лучших из них народ начинает толкаться только во время презентаций или того, что в маркетинговом обиходе называется специальными акциями. Жизнь тогда начинает заполнять пространство, и вино, которое во время этих мероприятий обычно льется без ограничений, вспоминает свое исконное вакхическое предназначение.

Долгое время российское винное сообщество упивалось осознанием своей элитарности. С этим ощущением связано и увлечение церемониальностью покупки — будь то дорогой ресторан или дорогой магазин. Сомелье в белых перчатках или кавист с миной потомственного дворецкого стали неизменными атрибутами хорошего вина. Нет, все понятно, достойное вино действительно надо охранять от черни, а имидж лучших вин на самом деле высок… Только вот нашим винным бутикам по-прежнему не хватает толпы, а идею винного бара большинство будто бы заинтересованных предпринимателей воспринимает как прожектерство.

Как у них, за границе?

За границей, верите ли, все не так. В лучших французских специализированных магазинах всегда народ. Возьмем, например, прогрессивную сеть Lavinia (Париж, бульвар Мадлен, 3-5.): здесь постоянно проводятся потребительские дегустации, промо- и прочие акции, оживляющие в общем-то технократический интерьер и создающие — да-да — толпу. В торжественном и высоком, как храм, «Интенданте» в Бордо тоже не все просто — первый этаж с кассой тут тесен до ощущения ближайшего локтя, как, впрочем, и выше, на узких лестницах-проходах, где всегда формируются дискуссионно-консультационные мини-группы из нескольких покупателей и кависта.

В Испании, особенно в провинциях, производящих вино, зайдя в винную лавку, вы можете удивиться маленькому бару со всяческими закусками — от очень соленых анчоусов до нежнейших разновидностей вяленого мяса. И если бы хоть кто-нибудь здесь задумывался о тонкостях гастрономических сочетаний, то, наверное, эти бодеги и бодегоны не сделали бы и половины своего оборота. Толпа здесь собирается не для того, чтобы думать, а чтобы пить и общаться. Получается это весело и все равно очень вкусно.

В дорогой и парадной Венеции, в кварталах, еще не исхоженных миллионами туристов, тоже можно найти заведения, где бар и винный бутик соединены в одном маленьком заведении. Тот же рыбно-колбасный ассортимент закусок и, не подумайте, что дешевые, вина. (Хотя начинаете вы с простого »Просекко» или какого-нибудь легкого аперитива типа «Шприца», дальше перед вами открывается все богатство итальянского виноделия.) Внутри помещения места не хватает, да и душно, поэтому в солнечную погоду толпа расползается из «Аль Боттегона» вдоль по каналу, на мост или через него, на противоположную сторону, заполняя собой дорогое в этих краях пространство тверди. Ибо распитие, алкогольных напитков на улице здесь не считается оскорблением нравов.

Автор — главный редактор газеты «Винная карта» Игорь Сердюк для газеты «Ведомости».

Поделиться с друзьями: